О коллекторах проблемные заемщики знают не понаслышке. Их методы взыскания проблемной задолженности способны надолго лишить душевного равновесия. И заставить не на шутку обеспокоиться о своем имуществе и безопасности существования. Учитывая количество жалоб в правоохранительные органы и подход специалистов к «делу», Правительством РФ была принята новая редакция закона о работе коллекторов. Текст закона о коллекторах претерпел значительные изменения, которые предлагаем изучить.
Новое в законе о коллекторах с 1 января 2017
В прошлом году правительство РФ приняло закон номер ФЗ-230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Его задача — остановить беспредел коллекторских агентств и обезопасить граждан от агрессивных взыскателей.
Текст закона о коллекторах выстроен так, что чувствовать себя вершителем судеб представитель агентства больше не сможет. За нарушение законодательных пунктов предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Последняя редакция закона о коллекторах четко определяет их права и устанавливает конкретные ограничения на методы и время работы с должниками.
Важно!
- Теперь банк обязан известить заемщика о продаже непогашенного кредита коллекторской фирме. Делаете это в письменном виде посредством заказного письма.
- Уставный фонд коллекторского бюро должен составлять не менее 10 млн руб. Такое условие существенно снижает количество компаний, способных работать в данной сфере.
- За нарушение правил работы и ущемление прав должника коллекторская фирма может потерять лицензию.
На что имеют право коллекторы по закону?
ФЗ №230 анонсирует сужение прав коллекторов и устанавливает правила общения с должниками (О том, что будет если не платить кредит, читайте по ссылке: ).
Права и обязанности коллекторов по новому закону сводятся к следующей методике работы:
- При любом контакте, личном или по телефону, взыскатель обязан представиться и назвать агентство, от имени которого он действует.
- Звонки должникам возможны только в определенное время и ограниченное количество раз.
- Личные визиты к заемщику разрешены не более одного раза в неделю.
- Можно писать письма и ссылаться на нормы закона, требующие погашения кредита.
- Категорически запрещено нарушать вышеуказанные нормы: звонить на работу, оповещать о задолженности третьих лиц (родственников, соседей, коллег), применять физическую силу, использовать шантаж.
До какого времени могут звонить?
После вступления в силу нового закона, представители коллекторских агентств больше не могут беспокоить должника неограниченное количество раз в любое время суток. Новая редакция для телефонного общения сторон отводит всего два дня в неделю и строго обозначает время контактов:
- будние дни: с 8 до 22
- праздничные и выходные: с 9 до 20.
Перед началом телефонного разговора коллектор обязан представиться.
Если звонки выходят за рамки установленного графика, это основание для обращения в правоохранительные органы.
Важно! Информация о сумме задолженности должна быть объективной. Преднамеренное введение заемщика в заблуждение посредством распространения неправдивых сведений запрещается.
Могут ли угрожать?
Угрозы в адрес заемщика и членов его семьи недопустимы. Основная задача специалистов по взысканию задолженности – информирование должников о сумме долга и необходимости его погашения. Методы воздействия – словесное убеждение и мотивация к оплате.
Запугивание запрещается. Возможны ссылки на законодательство РФ и пункты кредитного договора, за невыполнение которых следует ответственность: передача иска в суд о невыплате кредита, как следствие опись имущества, если истец выигрывает судебный процесс.
Если коллектор допускает угрозы, можно обратиться в полицию и написать заявление. Отличным подтверждением неприятного разговора будет аудио запись.
Психологическое давление
Текст закона о коллекторах полностью исключает возможность использования психологического давления на должника. Под психологическим давлением понимают способы психологического воздействия, которые используются для достижения поставленной цели (погашение долга). Чаще используют:
- шантаж;
- круглосуточные звонки с требованием вернуть долг;
- письма с угрозами описи имущества;
- оставляют записи на стенах дома или двери квартиры;
- встречаются с детьми заемщиков.
Подобный психологический прессинг способен лишить спокойствия, спровоцировать стресс.
Такие методы запрещены, и сегодня за их применение коллекторское бюро может лишиться лицензии. Для защиты от произвола взыскателей можно обратиться в полицию, если она бездействует – в прокуратуру. Для эффективности и полноты расследования лучше подготовить прямые улики: фото надписей, записи телефонных разговоров, показания очевидцев.
Куда жаловаться на коллекторов?
Если кредит был передан коллекторам, и они начали противоправные действия, то согласно данным текста закона о коллекторах — это основания для жалобы на действия коллекторов. Угрозы со стороны коллекторов вне закона, и решить эту проблему помогут правоохранительные органы.
Можно обратиться в полицию, если угрозы и психологический прессинг продолжаются. Для этого пишите заявление в прокуратуру на действия коллекторской службы. Сотрудники этого ведомства глобально подходят к решению проблем и обязательно избавят от назойливых и бестактных взыскателей. Также будет организовано разбирательство с коллекторским бюро, от лица которого действовали специалисты по проблемным кредитам.
Агентству это грозит штрафными санкциями и отзывом лицензии.